Кравченко Евгений Дмитриевич
[Биографический указатель][Избранные публикации][Литература о Е.Д. Кравченко]
Знаменитый полярный летчик-ас Евгений Дмитриевич Кравченко родился в 1939 г. Летное дело начал изучать на аэродроме во втором Московском аэроклубе ДОСААФ вблизи поселка Красное. Первым инструктором Е.Д. Кравченко был бывший летчик-истребитель Валентин Иванов, прививший молодому курсанту интерес к оригинальному полетному мышлению, к самостоятельному принятию решений в воздухе, которые помогли ему при работе в полярной авиации.
Е.Д. Кравченко закончил Балашовскую авиашколу. После сокращения численного состава Советской армии прошел подготовку для полярных летчиков.
Арктические полеты Е.Д. Кравченко осваивал под руководством опытных наставников Всеволода Васильева и Михаила Стекольщикова.
В Антарктиде учителем Е.Д. Кравченко был Борис Алексеевич Миньков.
Впервые Е.Д. Кравченко попал в Антарктиду в 1963 году в составе 9 САЭ и летал на ЛИ-2, Ил-12 и Ил-14.
За плечами Е.Д. Кравченко ночные полеты между Мирным и Молодежной, полет ИЛ-14 на станцию Восток для спасения заболевшего полярника на высотный неподготовленный аэродром при температуре воздуха минус 62 градуса, оказание помощи полярникам на зажатой льдом «Оби», обеспечение первого рейса Ил-18Д в Антарктиду.
Во время 23-й САЭ Е.Д. Кравченко участвовал в спасении Владимира Сухондяевского - начальника санно-гусеничного поезда на станцию Восток, у которого из-за перенапряжения случилось кровоизлияние в мозг. Несчастье случилось в конце февраля в ста километрах от станции Комсомольская. Посадить самолет рядом с поездом удалось только с десятого раза, а при взлете пришлось «пробежать» 12 километров по неровной поверхности антарктического плато.
В 25-й САЭ экипаж Е.Д. Кравченко на вертолете догнал санный поезд, направленный на Восток, для доставки тяжелого оборудования, необходимого для ремонта.
В период 28-й САЭ экипажу Е.Д. Кравченко было поручено сложное задание по сверхдальнему перелету на ИЛ-14 от Дружной -1 до станции Беллинсгаузен. При подлете к станции Моусон началась сильная электризация воздуха из-за ухудшения погодных условий. Попытка дозаправки топливом была остановлена командиром полета из-за риска образования искры. Самолет был направлен на Дружную-2.
Е.Д. Кравченко разработана методика полетов вблизи склонов антарктического материка, где даже при ясной погоды, воздушный корабль подвержен опасному воздействию остаточных очагов стокового ветра, так называемых «роторов».
Налет Е.Д Кравченко в Антарктиде составляет восемь тысяч часов. По мнению участника двенадцати антарктических экспедиций Евгения Дмитриевича Кравченко – «летчик в Антарктиде должен быть исследователем и энтузиастом». Эти слова можно отнести к представителям любой специальности, работающим в Антарктиде.
Е.Д. Кравченко тяжело переживал процесс старения полярной авиационной техники и сокращение подготовки летного состава САЭ.
[Оглавление]
Избранные публикации
[Оглавление]
- Евгений Кравченко, Василий Карпий. С Антарктидой - только на "Вы". Записки летчика полярной авиации. - М. Парад. 2006. - 624 с.
Литература о Е. Д. Кравченко
[Оглавление]
- Карпий В. Антарктида добрее не становится / Полярный круг. М. Мысль. 1989. – С. 172-187.