|
Автор вполне обоснованно проводит мысль, что в странах, где применяются правила шариата (например государства Ближнего Востока) они в принципе не согласуются с семейным правом стран европейского типа. Если в европейской модели семьи мужчина и женщина наделены равными правами и обязанностями, то в странах Ближнего Востока мужчина имеет неоспоримый перевес как по правам, так и (sic!) по обязанностям по отношению к женщине. Согласно исламской религии обязанность по содержанию семьи возлагается исключительно на мужа: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества". В соответствии с законами шариата изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа и не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства. При том что мужчина в общем наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда. Право на создание семьи предусматривает целый ряд положений, включающих комплекс семейно-брачных отношений. 1. Каждый человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, традициями и культурой. 2. Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого. 3. Каждый супруг обязан содержать свою супругу и детей сообразно своим средствам. 4. Каждый ребенок имеет право расти в семье. 5. Если родители не могут выполнять свои обязанности, то община должна выполнить их обязанности за счет общественных ресурсов. 6. Каждый человек имеет право на материальную поддержку в старости или в случае нетрудоспособности. 7. Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и/или общины. 8. В семье мужчина и женщина должны разделять свои обязанности и ответственность в соответствии с полом, способностями и природными склонностями. 9. Никто не может вступить в брак против своей воли или утратить свое лицо вследствие вступления в брак. Из этого перечня видно, что важнейшими из человеческих взаимоотношений ислам считает семейные отношения. Характерной чертой исламского закона является то, что он подробнейшим образом разъясняет семейные вопросы до самых мелочей, начиная от сватовства и до расторжения брака, и, более того, подробно описывает права замужних женщин, тщательно перечисляя ее возможности: 1. Жить в доме, где проживает ее муж. 2. Получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга; а в случае развода получить соответствующие средства для содержания себя и детей. 3. Потребовать и получить расторжение брака в соответствии с положениями закона. 4. Наследовать мужу, родителям и детям, а также другим лицам в соответствии с законом. 5. Сохранять мужем, если они разведены, информацию конфиденциального характера, которой он располагает о ней и которая может причинить вред ее интересам. Таким образом, исламский закон не предписал женщине свойственный мужчине тяжелый труд, но муки родов приравнял к награде за сражение на поле брани.
|